Работа с задолжниками – поиск новых путей
Со времен существования первых библиотек и до наших дней проблема сохранности библиотечного фонда остается актуальной, будь то охрана материальной основы документа от разрушения, либо противоправные действия крадущих библиотечные книги или недобросовестные читатели, годами не возвращающие книги в библиотеку, которых мы и называем задолжниками. В древности таких людей ожидало бы суровое наказание, а то и смертная казнь.
Говорить сегодня о читателях-задолжниках – дело неблагодарное. Но не поразительно ли, что фонд библиотеки может потерпеть самый большой ущерб как раз от тех, для кого он предназначен, и что именно работа с читателями-задолжниками отнимает массу рабочего времени, сил и нервов у сотрудников отделов обслуживания.
Основными причинами невозвращения читателями – должниками литературы является низкая культура пользования библиотечным фондом и убежденность в своей безнаказанности.
Основной задачей отдела обслуживания как структурного подразделения библиотеки является обеспечение выполнения всех библиотечных услуг, оперативность и качество обслуживания, а значит недопущение отказов. А одна из причин отказов на книги как раз их несвоевременный возврат некоторыми пользователями библиотеки.
Учащиеся – самая многочисленная группа задолжников, самая необязательная, забывчивая и часто меняющая номера мобильных телефонов. Поэтому основная форма работы с задолжниками – телефонные звонки – с ними затруднена.
Несколько лет назад существовала хорошая форма борьбы с этой категорией читателей – составление списков учеников, студентов – задолжников и рассылка этих списков по учебным заведениям. Это форма работы, действительно, приносит свои плоды и ее необходимо продолжать.